Этногенез армян

История

Говоря об этногенезе народов и наций, необходимо для начала сформулировать, что мы под это понимаем. В науке есть два принятых подхода. В целом, многие нюансы можно отметить и при анализе этимологии самих слов “нация”, “народ” и тд., но чтобы не загружать текст научной терминологией, попробуем разобраться коротко и по сути.

Этногенез армян, летописные версии

Кроме традиционной армянской версии, которая написана историком Мовсесом Хоренаци, существуют и другие подобные сказания про армян и армянский народ.

Греческое предание

Легенда гласит, что Арменос Тесальский был одним из аргонавтов, участвовавших в поиске Золотого Руна. После путешествия он обосновался в Армении, назвав её своим именем. Однако, этот миф был связан с аргонавтами в период походов Македонского и не мог считаться достоверным. Некоторые авторы ссылаются на западное (фригийское) происхождение армян, но это также не объясняет настоящее происхождение народа – армяне и фригийцы имеют общее индоевропейское происхождение, тем самым объясняется наличие однокоренных слов в армянском и фригийском языках, но не происхождение одного народа от другого.

Об этом предании более подробно рассказывает гречский биограф Страбон в 1 веке до нашей эры.

Грузинское предание.

В IX-XI веках грузинские авторы (Безымянный историк, Леонтий Мровели и др.) описали грузинское предание, которое вдохновлялось тем временем. По этому преданию, от восьми сыновей Таргамоса (Торгома) произошли разные народы, включая армян, грузин и многие другие народы Кавказа. Это предание, по имени сыновей, может быть связано с грузинским источником, который не сохранился до нашего времени. Также, оно отражает политическую ситуацию той эпохи, когда Багратиды были сильны на всем Кавказе. Это и объясняет, почему родоначальник армян Айос был старшим из всех братьев.

Еврейское предание

Исторические сводки повествуют о начале армянского рода в контексте распространенного убеждения о происхождении наций от сыновей Ноя, оставшихся после всемирного потопа. В XII-XIII веках в трудах арабских библиографов Якути и Димашки было засвидетельствовано данное предание. Согласно ему, предки армян – сыновья Яфиса (Иафета) – проследили свое происхождение по линии Авмара, Лантана (Торгома) и Армини. Легенда включала также в свое поле зрения другие племена, такие как кавказские албанцы и грузины, а также греков, славян, франков и иранских племен. Эта мифология сохраняет память о временах единения индоевропейских племён.

Древнееврейское предание

Иосиф Флафий писал о том, что Урос основал Армению. Однако, в армяноведении существуют различные взгляды по поводу первоисточника этой информации и ее достоверности.

Одна из версий утверждает, что Урос является сыном Ара Прекрасного, родоначальника Арама. Некоторые источники соединяют имя Уроса не только с Арменией, но и с Ассирией, Мидией, Аджаксартесом (Хосров Парвиз).

Кроме того, есть и другие мнения, согласно которым Урос мог быть царем Русом Эримены, упоминаемым в клинописях Ванского царства. В некоторых ассирийских письменных источниках имя «Руса» упоминается также как «Урса». Имя «Эримены» может интерпретироваться как антропоним, так и в качестве названия рода.

Армянское предание

Согласно армянскому преданию, истоки армянского народа уходят в древнюю историю. Предание было создано с незапамятных времен и дошло до нас в записи Мовсеса Хоренаци. В нем утверждается, что первоначальный родоначальник армян, Айк, был богоподобным титаном. В христианские времена предание было видоизменено под влиянием Библейских представлений. Согласно новой христианской версии, Айк является потомком Иафета, одного из трех сыновей Ноя.

Предание также рассказывает историю борьбы Айка с тираном Междуречья Белом и победу в этой борьбе. По имени родоначальника Айка, армянский народ называется “Ай”, а страна – “Аястан”.

Есть и другие сказания, которые повторяют уже упомянутые и не представляют большого интереса для исследователей.

Человечество по сути своей всегда в поиске истины, ищет истоки. Истоки армянского народа являются не только предметом обсуждения в академической науке, этот вопрос имел и политическую сторону, и потому и появлялись и продолжают появляться новые статьи, книги и издания о происхождении армян.

Но в науке общеприняты два подхода к вопросу этногенеза или генеалогии народов – примордиалистский и конструктивистский.

Первый подход предполагает, что народы – это явление, идущее из древности, второй же утверждает, что национальное самосознание – это явление, которое появилось в 19 веке, в частности, после Французской революции, окончанием которой историки считают 9 ноября 1799 г.

Большинство учёных придерживаются второго подхода, и это не удивительно, так как очевидно, что начиная с 19 века народы преобразовались, в некоторым смысле модернизировались, появилось другое самосознание, которое в частности отражается в трудах философов того времени.

В философии появляются такие направления как утилитаризм, экзистенциализм, позитивизм, марксизм, прагматизм, трансцендентализм и отдельные великие мыслители – Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор и тд.

Убогий человек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит“ — Артур Шопенгауэр.

Когда нечем гордиться в настоящем, хвастаются вчерашними заслугами“ — Марк Туллий Цицерон.

Ибо хотя мы и небольшая грядка, и чис­лом очень ограничены и обделены могуществом, и многократно бывали покорены другими государствами. Но ведь и в нашей стра­не совершено много подвигов мужества, достойных быть письменно увековеченными” – Мовсес Хоренаци, «История Армении».

Все три высказывания и похожи и отличаются, как и отражают то самосознание, которое имели их авторы. Но анализ философии является отдельной темой обсуждения, нас же интересует генеалогия.

Начиная с упоминания различных летописных преданий и возможных научных подходов, мы использовали это лишь для общего понимания того, в чём заключается суть проблемы.

Самым спорным вопросом в истории армянского народа считается вопрос формирования армянской нации. В исторической науке Армении мало обращений к этой важнейшей теме. Ровесники армянского народа – шумеры, аккады и т.д. – уже давно ушли в историю, а дошедшая до нас о них информация довольно скудна.

И вот новейшие данные науки, работы немецкого учёного Петермана в 1837 году, помогли впервые доказать, что армяне – народ, принадлежащий к индоевропейской языковой семье, а их прародитель – Армянское нагорье.

По новейшим данным, Широков, Гамкрелидзе и другие смогли доказать, что родиной народов индоевропейской языковой семьи является не Индия, а передняя Азия, охватывающая в том числе и Армянское нагорье.

Материалы исследований показывают, что Малая Азия, Россия, Месопотамия и народы Закавказья обладают одинаковыми антропологическими чертами.

В 6-4-ом тысячелетии до н.э. в результате распада индоевропейского языка-прародителя, различные племена, сформировав самостоятельные языки, постепенно отдалились от своей Родины, распространившись в Индии и Европе, а племена армянской языковой семьи остались на месте и как народ заняли Армянское нагорье.

Доказательством этого являются топонимы, встречающиеся в высокогорье, имеющие индоевропейское происхождение.

На основании вышеизложенного доказано, что армяне не являются пришлыми в Армянском нагорье и занимают свою историческую родину.

На снимке: немецкий ученый Генрих Петерман

Генетика и расовая теория

Анализ ДНК древних и современных армян показал: за 8 тыс. лет в митохондриальном геноме не произошло никаких значимых изменений, несмотря на многочисленные культурные сдвиги и миграции. Исследователи связывают это с тем, что изменения в культуре происходили в первую очередь за счет обмена опыта.

Если говорить о генетической наследственности и расовой принадлежности, то очевидно, что современные армяне – это потомки жителей Армянского нагорья ещё с эпохи неолита, эта же версия подтверждается результатами недавних ДНК-анализов, о которых в частности рассказывал генетик Левон Епископосян .

Культурная наследственность также не вызывает сомнения, хоть и была реформация самосознания после принятия христианства, но многие традиции сохранились и христианизировались.

Согласно всемирно-известному генетику Принстонского университета Луиджи Кавалли-Сфорза (г.р. 1922), автору многих книг, в том числе;

1) Cavalli-Sforza, L. L., & P. Menozzi, A. Piazza. (1994). The History and Geography of Human Genes. Princeton University Press, Princeton. (История и География Человеческих генов. Изд-во Принстонского университета, Принстон)

2) Cavalli-Sforza, L. (2000). Genes, Peoples, and Languages, tr. Mark Seielstad, North Point Press. (Гены, Люди, и Языки. Изд-во Норс Пойнт),

«Сходство строения черепов современных армян и жителей Армянского нагорья эпохи Неолита указывает на непрерывную генетическую связь первых с древней популяцией региона, расселившихся позднее на территориях вплоть до полуострова Индостан на востоке и Европейского континента на Западе.»

Так что же мы пытаемся найти, говоря о генеалогии Армянского народа?

С начала V века и до XIX века на вопросы этногенеза армян ответ был безоговорочно дан по версии армянской истории, которая была сформирована в «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци. На протяжении многих веков данное произведение считалось для армян абсолютным учебником и доказательством своего генеалогического происхождения.

В XIX веке была разработана концепция сравнительного анализа языков, которая утверждала, что армянский язык, как и другие языки, принадлежит к индоевропейской лингвистической группе. Согласно этой теории, армяне в давние времена, вместе с другими племенами, составляли единое этнокультурное сообщество и населяли одну территорию, условно называемую ” индоевропейской родиной “.

Индоевропейская теория

Однако вопрос о происхождении этих народов в рамках данной теории был связан с поиском местонахождения индоевропейской родины, различные версии которой были предложены в разное время научными исследователями (в том числе в Юго-Восточной Европе, северных равнинах в Южной России, на северо-востоке Передней Азии и т.д.).

Ареал обитания армян и формирования армянского народа – это Армянское нагорье, но для того, чтобы прийти к этому выводу, несмотря на уже отмеченные выше многие факты, учёные выдвинут ряд различных версий. Равнодушными не останутся и турецкие фальсификаторы, которые кроме своих попыток заменить изначальное название обитания армян – Армянское нагорье на Анатолию – также попытаются переписать и происхождение.

История это не просто скучный набор фактов. Она является важной частью нашей сущности, нашего бытия и идентичности. И только полное понимание прошлого может дать нам возможность справедливо оценить настоящее и определить направление наших будущих действий.

GitaDaran

В XIX веке теория о нахождении индоевропейской родины в Юго-Восточной Европе получила широкое распространение в научном сообществе. С другой стороны, по данным греческих источников, армяне могли происходить из восточной части Балканского полуострова. Как результат, возникла гипотеза о том, что армяне могут быть потомками народов, которые мигрировали из Балканского региона в древности.

Однако эта теория, не подкреплённая наличием достаточных доказательств и фактов, не может считаться достоверной и продолжает оставаться объектом контроверзы, а также политических манипуляций, в том числе со стороны турецких фальсификаторов истории.

Еще одним теоретическим направлением в исследовании генезиса армянского народа является абесткая, или асиникская, теория, которая предполагает, что армянский язык имеет своё особое генеалогическое происхождение, не связанное с индоевропейской лингвистической группой. Согласно этой концепции, армяне могли образоваться путём миграции и смешения разных азиатских народов. Однако данная теория не может выдержать серьёзной научной критики и остаётся отвергнутой, так как смешение двух разноязычных народов не может привести к возникновению абсолютно уникального языка.

В начале 1980-х годов традиционная точка зрения о местонахождении индоевропейской родины была пересмотрена, и американский лингвист Калинджян предложил свою интерпретацию, указывающую на то, что эта родина находилась в древней Армении, на территории, где сформировался армянский народ. В свете последующих исследований по данной проблеме его теория нашла подтверждение у значительной части ученых. В результате, вопрос происхождения армян получил новое объяснение, а тезис о потомках народов, мигрировавших из Балканского региона, был отвергнут, так как армянский народ сформировался именно на той территории, где находилась индоевропейская родина.

На данный момент ученые придерживаются мнения, что в 5-4 тысячелетиях до нашей эры армяны были частью индоевропейской общности, а в конце 4 тысячелетия до нашей эры отделились от неё. Именно с этого времени началось формирование армянского народа, проходившее в два этапа.

Первый этапэто период формирования родовых объединений и начальных государственных структур, который приходится на 3-2 тысячелетия до нашей эры.

Второй этап произошел в V-VI веках до нашей эры и связан с формированием единой государственности. В результате, на текущий момент можно констатировать, что армянский народ и его язык отделились от индоевропейской общности в 4-3 тысячелетиях до нашей эры, сложив свой уникальный этнокультурный облик на территории Армянского нагорья.

Максимиллиан Де Лафайет писал, что цивилизация началась с Армении

Учёные, которые придерживаются примордиалистского подхода в вопросе формирования народов, считают армян одним из древних народов мира.

Максимиллиан Де Лафайет написал трехтомник о культурном, социальном, религиозном и художественном наследии Армении «Цивилизация и искусство Армении с древнейших времен до наших дней: ее культура, общество, выдающиеся деятели, художники и праздники»

Согласно автору, шумеры — это ветвь армян, которые сошли с Армянского Нагорья в Месопотамию, в долину рек Тигр и Евфрат и создали там знаменитую шумерскую цивилизацию. Автор убедительно доказывает, что Армения — родина современной человеческой цивилизации.

Армения (Uraštu “Урашту” в аккадских, Armina в древнеперсидских и Arminia в арабских источниках) — это 9-и тысячелетняя история. Шумеры называли Армению Арарат или Arrata, что значит «рождение цивилизации».

В ранних шумерских источниках говорится, что Arratans (армяне), проживавшие на высоком плато Армении, были их предки. Таким образом, цивилизация началась не в Месопотамии или в любой другой части мира, но только в Армении.

В ассирийских, хеттских, шумерских и вавилонских надписях, где рассказано о протоармянских племенах и племенных государствах, мы узнаем о храбрых воинах и о борьбе за свободу.

Протоармянские племена и племенные государства

В шумерской литературе Аратта описывается следующим образом:

Это сказочно богатое место, где много золота, серебра, лазурита и других ценных материалов, а также много ремесленников, умеющих их обрабатывать. Аратта находится далеко (от Урука), до неё трудно добраться. Это дом богини Инанны, которая позднее вместо Аратты начинает благоволить Уруку. Аратту завоевал Энмеркар из Урука. Американский ученый Сэмюэль Крамер говорил, что Аратта должна была располагаться близ озера Урмия, на Армянском нагорье, судя по всему название горы Арарат (Урарту) и Аратты связаны.

В священной индуистской книге Махабхарате упоминался санскритский топоним Āraṭṭa или Arāṭṭa. Согласно арменоведу Артаку Мовсисяну, Аратта является древнейшим государственным образованием на территории Армянского нагорья. При этом в ассиро-вавилонских источниках XIII-IX вв. до н. э. можно наблюдать эволюцию названия Урарту, возникшего от названия Аратта: при помощи добавления топонимической частицы -ri, или суффикса -ro, затем перестановкой звука -r оно получило свою окончательную форму — Aratri (Uratri/u) > Ararti/u (Urartu).

Примечательно, что в переводе Библии Септуагинта в книге пророка Иеремии, царство Арарат упоминается как«царство Арате». Аратта, вероятно и есть название Древней Армении.

Этапы формирования армянского самосознания

Дохристианский период

К сожалению, сведений об этом периоде, касаемо мыслителей того времени у нас мало. Один из первых, кто описывает жизнь армян на Армянском нагорье, это греческий историк Страбон. И хотя его работа содержит больше бытовой истории, но и это дает представление о развитых для того времени культуре и навыках. Немаловажным является факт гостеприимства, которое и сейчас является частью армянского менталитета.

В ассирийских, хеттских, шумерских и вавилонских надписях, где рассказано о протоармянских племенах и племенных государствах , мы узнаем о храбрых воинах и о борьбе за свободу.

Резюмируя вышесказанное, можно сказать следующее.

Армяненарод свободолюбивый, усердный, храбрый, гостеприимный и любящий веселье. Армяне ценят семейные узы и преданы своей семье.

Христианский период

Уже в V веке в летописи Мовсеса Хоренаци мы читаем про борьбу Айка и Бела, про стремление быть свободными, про храбрые подвиги и тд. Христианское самосознание адаптировало уже имеющийся характер храбрости к умению прийти к самопожертвованию ради высшей цели. Одним из таких примеров была битва за веру в 451 году.

Армянское нагорье

Армянское нагорье – одна из самых древнейших мест обитания человечества, много старинных артефактов в мире были найдены именно там. На территории Армянского нагорья были найдены изображения сельского хозяйства (7 500 лет) и винодельческого объекта (6 100 лет), самая старая кожаная обувь в мире (5 500 лет), обсерватория неба «Караундж» или «Зорац Карер» (7 500 лет) и многое другое.

Согласно древним письменностям шумеров и египтян, человек был создан на Армянском нагорье; земля в то время упоминалась как Иден, Кур или Абзу. Было описано, что Абзу был расположен вблизи рек Евфрат и Тигр, которые в то время были частью Армянского нагорья…

Оцените статью
( 4 оценки, среднее 4 из 5 )
Поделиться с друзьями
GITADARAN
Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: