Армянская национальная одежда поражает своими красочными и разнообразными элементами. В то время как исследователи отмечают существенные локальные отличия в народном костюме разных областей Армении, обусловленные особенностями природы и историческим развитием Восточной и Западной Армении, можно выделить два основных стиля – восточноармянский и западноармянский.
Армянский мужской национальный костюм ( тараз )
У мужчин основной элемент народного костюма состояла из расшитой, в зависимости от состояния, рубахи из хлопка или шелка. К этой рубашке носили низким воротом и застежкой по бокам. К широким рукавам добавлялись широкие шаровары из синей шерсти или хлопка, завязывавшиеся спереди. Сельские жители дополняли этот образ обмотками и носками.
Над нательной рубашкой восточные армяне надевали архалух – распашную одежду с низким воротником, застегивающуюся от воротника до талии и доходившую до колен. Западные армяне, вместо архалуха, предпочитали носить жилет из-под которого виднелась прекрасно расшитая рубашка. Дополнительно надевалась короткая куртка без застежек, узкие шаровары и матерчатый или кожаный пояс.
Зимой мужчины обычно носили шубы из дубленой овчины, а также пояса с трубкой или кинжалом.

Особенности тараза в Арцахе и Сюнике
Рукава в Арцахе и Сюнике застегивались на серебряные пуговицы, выполненные в форме шариков, а у запястья вместо пуговиц пришивали тонкие серебряные трубочки, нанизанные на нитку и свисающие в виде треугольников. В других областях, например в Лори, вместо пуговиц и трубочек в разрез рукава вшивали тонкую серебряную цепочку с мелкими серебряными украшениями в виде листьев и ягод.
Костюмы мужчин в Западной и Восточной Армении также отличались. В восточных провинциях был популярен кавказский стиль тараза, который состоял из нижней одежды, короткой верхней одежды и чухи. Зимой носили свободную шубу без пояса и шапку из бараньей или овечьей шерсти. А тараз западных армян состоял из штанов с элементами вышивки, короткой безрукавки, рубашки и короткой верхней одежды. Рукава рубашки украшали вышивкой. Носили шерстяные пояса и белые конусовидные шапки.
Талии мужчин и женщин несколько раз плотно обматывались длинным шарфом из вязаного или тканого материала. Образующиеся складки на таком поясе служили глубокими карманами, в которые помещали платок, кошелек или нож. Над поясом носились трубка или кинжал.
Женский национальный костюм
Женская одежда, как в восточных, так и в западных областях, отличалась большой схожестью. Она состояла из длинной белой рубашки с боковыми клиньями и широкими рукавами, носили штаны и расшитые шерстяными нитками складки в области щиколоток. Надевался архалух или платье соответствующего покроя, завязывался шарф на талии и иногда украшался серебряным или золоченным поясом.
Армянская национальная одежда – настоящее произведение искусства, расшитая красивыми орнаментами, преобладающими архаическими мотивами. Эти украшения неизменно присутствовали на одежде молодежи, в то время как одежда старших людей оставалась лишенной декораций.



Западные армянки носили поверх нательной одежды платье, сшитое из шелка или хлопка, с боковыми разрезами ниже бедер. В торжественные случаи и в холодное время года надевали другое платье, уже без боковых разрезов, причем из-под его рукавов должны были виднеться края расширенных рукавов, направленных книзу. Эта верхняя одежда имела несколько названий: джуппа, хрха, хатифа, путали; все они были схожи по покрою, но шились из разных тканей. Например, будничная джута обычно была сделана из темно-синего сукна, праздничная хрха – из бордового или фиолетового бархата, а хатифа или путали – из цветной шерстяной ткани в полоску. Этот вид одежды отличался, главным образом, числом и формой клиньев. Общи были два клина, расширяющихся кверху, вшитых спереди и сзади под рукавами.
Во многих районах Западной Армении основным видом верхней одежды было только платье актори. Все костюмы украшались искусными вышивками и петлями из тесьмы, сплетенной из шелковых ниток красного или коричневого цвета. Пуговицы имели форму шаров и были выполнены из серебра. Шаровидные пуговицы также вышивали на штанах, так как они были видны в высоких боковых разрезах. В ряде районов, например в Васпуракане, Туруберане и так далее, основным видом верхней одежды было только платье актори. Клинья этого платья украшались вышивкой и шнурами различной толщины и цвета.



К непременным частям костюма западных армянок относился передник гогноц с узким вязаным или тканым пояском, украшенным надписями “На доброе здоровье” или “На радость” определенному человеку. Особенно красивыми были передники, входившие в свадебный наряд невесты. Их шили из хлопчатобумажных тканей или из дорогих материалов, таких как бархат и сукно, расшитых золотыми нитками или сотканных по сложной ковровой технике. Под передником был расшитый нагрудник, а вместо джуппы надевали короткий бархатный жакетик (куртик, салта) бордового или синего цвета, с широкой баской и богатой вышивкой. Женщины также носили много украшений: на шее несколько рядов цепочек с подвесками, на руках браслеты из серебра или нескольких ниток бус, кольца, на ногах – браслеты с подвесками. Некоторые армянки прошивали серебряное украшение с бирюзой в нос.
Женщины в Армении практически не применяли косметику, за исключением черной краски для ресниц, которую хранили в ручной мешочке. Зимой они носили куртки-хурки, отороченные куньим или лисьим мехом, длиной до колена, часто сделанные из красного бархата и сборками на талии. У мужчин были разные виды шапок: у восточных армян – меховые, у зачатвских – связанные или тканые. Лорийцы предпочитали широкие папахи, сюникцы – папахи повыше, поуже и менее пушистые. Среди западных армян были распространены шапки полусферической формы без полей, связанные из одноцветной шерсти. Часто на таких шапках сверху обматывали жгут платком пһуши. В иногда они были связаны из разноцветных шерстяных ниток с преобладанием красного цвета, имели форму усеченного конуса высотой 15-20 см. Иногда мужчины носили и остроконечные войлочные шляпы кролоз с подвижным платком, украшенным геометрическим или растительным орнаментом.
Безусловно, таразы Западной и Восточной Армении отличались друг друга. Национальная одежда западных армянок отличалось роскошью, была богата золотой и серебряной вышивкой. Другое существенное отличие было в том, что во всех западных провинциях передник был обязательной составляющей женского платья. Его привязывали к талии или груди.



Головной убор
Более сложным был женский головной убор, особенно у восточных армянок. Замужние женщины надевали на голову своеобразную «башенку» высотой от 8 до 15-18 см, сделанную из нескольких слоев проклеенной мучным клейстером бумажной ткани. Эта «башенка», имевшая различные названия, например палми (Арцах, Сюник), пали, поли (Мегри, Агулис), баспинд (Ереван, Аштарак), прикрывала половину лба, ее переднюю часть украшали расшитой лентой, обычно с геометрическим, реже – растительным орнаментом.



Под «башенку» на лоб повязывали ленточку с серебряными или золотыми монетами, а по обеим сторонам лица через виски укрепляли серебряные шарики (шах), которые иногда чередовались с кораллами, из-под них слегка виднелись локоны. «Башенку» повязывали несколькими (сложенными треугольником) белыми платками из хлопчатобумажной ткани, которые охватывали и шею. Нижнюю часть лица, до ноздрей, туго повязывали сперва белым, а затем и цветным платком (красным или зеленым). Концы этих платков завязывали или скрепляли на затылке. Сверху голову покрывали еще одним цветным платком и укрепляли его серебряной или золотой цепочкой с крючком. Этот головной убор носили несколько дней, а на ночь под шею клали мутаку. Снимать его старались лишь тогда, когда в доме не было мужчин; неприлично было показывать простоволосую голову и свекрови.
Западные армянки любили разные головные ободки (котик, вард) с украшениями, поверх которых набрасывали накидку. Котик был деревянный, довольно высокий, спереди его обшивали бархатом, расшитым жемчугом. Затем к обшитой части пришивали серебряные пластинки-амулеты. Украшенная передняя часть котика называлась махча или кнар. Вард делали из нескольких слоев бумажной ткани, обернутых бархатом. Спереди на нем с помощью вышивки и кружев изображали райский сад с цветами и птицами, а по бокам прикрепляли большие пуговицы. Под вард на лоб повешивали налобник с золотыми монетами и большой монетой в центре, а выше висков – нити жемчуга, оканчивающиеся золотыми пластинками. Налобник и ожерелье из золотых монет, иногда до двухсот штук, невеста получала от жениха в день свадьбы. Вард надевали на красную шапочку фес с висячей кисточкой.



Не замужние девушки в отличие от замужних женщин носили многочисленные косички (в западных областях – до сорока), которые искусно удлиняли вплетенными в них шерстяными нитками, соответствующими цвету волос, и украшали серебряными шариками и кистями. Голову девушки покрывали платком или войлочной шапочкой, напоминающей форму фески, но без кисточки.
Обувь
Разнообразием отличалась также обувь. В селениях Восточной Армении были распространены самодельные постолы трех, изготовленные из грубой сыромятной кожи, с кожаными шнурками, причем в каждом районе их «шнуровали» на свой лад. Трехи носили с шерстяными узорчатыми носками ручной работы гульба. Женщины ходили в остроносых туфлях без задников, надевая их непременно с чулками или носками. Ходить босиком женщинам, особенно молодым, было крайне неприлично. В городах мужчины носили сапоги на толстой подошве и на каблуках, но тоже с острыми и загнутыми вверх носками.
В западных областях на вязаные узорчатые носки надевали туфли на невысоком каблуке, с язычками и с острыми, загнутыми носками. Такие туфли назывались солер и шились для женщин из красной или зеленой кожи, а для мужчин – из красной или черной. Кроме того, мужские туфли имели ушки на задниках и подошву, подбитую гвоздями с выпуклыми шляпками. Женщины носили также махсер – сапожки из мягкой кожи без подошвы, а на них надевали шмек – туфли на каблуках, но без задников. Мужские сапоги шили из мягкой красной кожи (джэма).
Западноармянские крестьяне обычно носили туфли на войлочной подошве со связанным из шерсти верхом.